Тренировка замещения агрессии – ARТ

Данная программа реализуется в рамках международного проекта «Дети и Молодежь Групп Риска в Баренцевом регионе, 2008-2015», в четырех регионах Северо-Запада России: Мурманская и Архангельская область, Республика Карелия и Республика Коми.

Тренировка замещения агрессии (ART) – это когнитивное поведенческое вмешательство, направленное на подростков, обучающее их справляться со своим агрессивным поведением, и именно поэтому имеет высокую социальную значимость. Метод ARTбыл разработан Арнольдом П. Голдштейном и Барри Гликом в 1980-х, в настоящее время получив развитие, направлен не только на коррекцию агрессивного поведения, но и РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ детей и подростков. Эта программа учит детей ДУМАТЬ ПРЕЖДЕ, чем что-то СДЕЛАТЬ.

Целевая группа: Программа в основном направлена на детей и молодежь, у которых наблюдается склонность к развитию проблемного поведения (первичная профилактика) и лиц, с уже развившимся проблемным поведением (вторичная профилактика дальнейшего негативного развития).

Основная цель программы – улучшить способности участников функционировать в обществе, развить социальную компетенцию и сократить количество случаев проявления гнева.

Это мультимодульная программа, состоящая из трех компонентов:

  1. Социальные навыки
  2. Регулирование гнева
  3. Моральные рассуждения

Может возникнуть вопрос - «Почему именно эти три компонента?».

Ответ очень прост - «Гармонию в развитии личности можно получить в том случае, когда происходит развитие эмоций, поведения и мыслей. Развивая социальные навыки, мы формируем ПОВЕДЕНИЕ, работая над регулированием гнева мы работаем над ЭМОЦИЯМИ, работая над моральными рассуждениями – мы развиваем МЫСЛЬ. Стимулом развития всего этого является СИТУАЦИЯ УСПЕХА, которую тренеры создают на занятиях. А ролевые игры, позволяют детям и подросткам увидеть множество альтернативных действий и реакций на различные жизненные ситуации и выбрать социально приемлемые».

Данная программа применяется с детьми и подростками от 6 до 18 лет, занятия проходят в небольших группах (от 6 до 8 человек), формирование групп происходит по возрастному принципу, так как от возраста зависит выбор социальных навыков, которым будут обучаться дети, выбор проблемных ситуаций в моральных рассуждениях и способ подачи материала.

Дети обучаются наиболее значимым социальными навыкам, таким как:

  • Как противостоять нажиму группы (имеющий огромное значение в подростковой среде, учить говорить: «НЕТ» и не поддаваться давлению);
  • Как справляться с неудачами;
  • Как понять чувства других;
  • Как справляться с чужим гневом;
  • Как подготовиться к сложному разговору;
  • Как воспринимать обвинение;
  • Что делать, когда дразнят;
  • Как убеждать других и отстаивать свою позицию;
  • Как просить прощения, прощать и много других.

На занятиях по регулированию гнева, дети учатся не только анализировать ситуации, которые вызывают гнев, но и методы его регулирования.  Дети четко понимают, что ГНЕВ – это реакция организма, она неизбежна, но мы должны взять над ним верх, чтобы гнев не овладел мыслями и не перерос в агрессию (в действие). Большое внимание уделяются и тому, что же сами дети делают такого, что злит других (например, маму или папу, учительницу, друзей). А также как действовать в стрессовых ситуациях, т.е. уметь справляться не только с гневом, но и страхом, растерянностью, уметь владеть своими эмоциями.

Моральные рассуждения – обучают участников рассматривать ситуации с различных сторон и перспектив, предоставляют детям и подросткам возможность взглянуть на ситуацию со стороны других, своих сверстников, получая таким образом более достоверную картину мира и позволяет изменить моральные ценности.

Когда происходит в личности моральное развитие (от одной стадии к другой, более зрелой), то возврата на низший уровень не происходит и это абсолютно не связано с возрастом, и если дети запаздывают в своих моральных рассуждениях, то нужна тренировка, что позволит подняться выше в моральном плане.

Большое внимание уделяется таким качествам личности как забота, отзывчивость, честность, уважение, уверенность в себе, мужество, храбрость, желание помочь, ответственность, самоконтроль и другие, и то как найти компромисс в сложных ситуациях (думать только о себе, ущемляя других или думать о других, ущемляя себя).

Желаемым результатом данной программы является то, что повысится социальная компетентность, снизится частота проявлений агрессии, повысится самооценка.

Занятия по данной программе проводятся на базе структурных подразделений – ОРдДиПсОУиФВ «Надежда» и ОПБССН «Подросток».

Приглашаем детей и подростков старше 6 лет принять участие в этой замечательной программе.

Подать заявку об участии можно по телефону: 32-01-31 или 32-01-03, ответственный тренер: педагог-психолог первой квалификационной категории ОРдДиПсОУиФВ «Надежда» Любовь Леонидовна Безносикова.